Нурия Насибулла ҡыҙы Абдуллина 1957 йылдың 15 мартында Әлшәй районы Баязит ауылында тыуған. 1973 йылда Өфө ҡалаһының 1-се интернат-мәктәбен тамамлай. Артабан Өфө ҡалаһындағы музыка-педагогия училищеһында урта махсус һөнәри белем ала. Хеҙмәт эшмәкәрлеген Ейәнсура районында башлай.
1994 йылдан Башҡортостан уҡытыусыларҙың белемен камиллаштырыу институтында музыка кабинеты методисы булып эшләй. 1996 йылда «Башҡортостан» телерадиокомпанияһына ҡабул ителә. Радиола бик күп уңышлы проекттар алып бара. «Ҡунағөй» тапшырыуы эфирҙа бик күп йылдар уңыш менән барған программаларҙың береһе булды. «Ҡунағөй»ҙә Нурия Абдуллина башлаған «Һөйөнсө, бәпес тыуған» рубрикаһы - «Юлдаш»та иң оҙон ғүмерлеһе. Ул әле лә эфирға сыға, тыңлаусылар яратып ҡатнашҡан сығарылыштарҙың береһе булып ҡала.
Нурия Абдуллина йырсы, үҙешмәкәр композитор булараҡ та танылыу яулай, башҡорт халыҡ йырҙарын башҡара. Уның бихисап йырҙарына клип төшөрөлгән. «Ризыҡтарым өҙөлмәгән әле», «Тыуған көн», «Нәфсе даръяларын буйламайыҡ», «Ни хәлдә һеҙ, туғандар?», «Әсә фатихаһы», «Рәхмәт һеҙгә, атай-әсәй», «Яңғыҙҙарҙы кемдәр яратыр» кеүек йырҙары йыш ҡына радио тулҡындарында яңғыраны.
Мәрхүмәнең яҡындарының һәм туғандарының ауыр ҡайғыһын уртаҡлашабыҙ.
Нурия Абдуллинаның «Башинформ»ға биргән һуңғы интервьюһы:
Нурия Абдуллина: «Самые преданные слушатели меня не бросают»
Башкирское радио «Юлдаш» в эти дни отмечает свое 20-летие. Один из сюрпризов, подготовленных для слушателей, - встречи в эфире с любимыми радиоведущими прошлых лет. 23 сентября в 13 часов в заветное кресло перед микрофоном сядет Нурия Абдуллина – журналист, автор-исполнитель песен, заслуженный работник культуры Башкортостана. Нурия Абдуллина – одна из тех, кто мужественно борется с онкологическим заболеванием и не боится открыто рассказывать об этом. С ветераном радио побеседовала обозреватель «Башинформа» Лейла Аралбаева.
Л.А.: Нурия Насибулловна, Вы проработали на радио более 20 лет. А пришли туда уже зрелым человеком с жизненным опытом, известной личностью.
Н.А.: Да, я окончила музыкально-педагогическое училище, работала музыкальным руководителем в детском саду и в школе, выступала на эстраде. Когда мы переехали в Уфу, я через коллегу Ранию Билалову узнала, что открылся новый радиоканал и что они только-только начали выходить в эфир. Я нашла эти волны и услышав «Радио-2», очень заинтересовалась и пришла к руководству. Тогда директором республиканского радио был Рамис Давлетбаев. Мне дали сначала пробные эфиры, и я плавно влилась в дружный коллектив «Радио-2», впоследствии изменившего свое название на «Сафар».
Если сейчас сравнить, тогда было всё совершенно по-другому. Некоторое время вели эфиры с 19 до часу ночи. Это время нужно было заполнить полезной информацией и интересными передачами. Также нужно было собрать много музыкального материала, нужно было пополнять песенный фонд. Особенно туго приходилось музыкальным редакторам Уралу Нигматуллину и Амине Хафизовой. Всё же было на бобинах, лентах, которые могли порваться в любую минуту, а это же прямой эфир. Мы и новости сами готовили, и передачи тематические, рассказы читали, на ходу оформляя музыкальным дополнением. Допустим, я читаю рассказ, и нужен звук курая или игра на баяне, и, приближаясь к концу этого абзаца, движениями руки показываю через стекло музыкальному оформителю игру на баяне или курае. А сама вся на эмоциях в этом рассказе, вся в роли, читаю и одновременно изображаю тот или иной музыкальный инструмент. А те, попробуй отвлекись, ждут этого момента, смотрят тебе в рот, чтобы музыка пошла вовремя. Эх, тогда съёмки не велись, вот бы мы сейчас посмотрели и даже посмеялись. Напряжённо проходили тогда эфиры, что и говорить.
Я вела тогда передачу «Йырлайыҡ әле, малайзар, йырлайыҡ әле, ҡыҙҙар», где с детьми разучивали новые песни. Для работы в студии прямого эфира привлекались одарённые дети с хорошим слухом. Помню, мальчика и девочку их папа возил аж из Инорса. Девочка эта теперь актриса Молодёжного театра. Также вела программу по патриотическому воспитанию «Уралым – тыуған төйәгем» («Моя родина - Урал»), юмористическую программу «Көлкө арбаһы» («Смехобоз»). Еще был интересный проект «Өлөшөмә төшкән көмөшөм» («Суженый»), посвященный знакомству одиноких людей. Столько людей ждали эту программу, потому что одиночество – одна из главных проблем в жизни человека, очень много одиноких и тогда было, и сейчас. Письма шли потоком, я их читала в прямом эфире, молодые люди обменивались телефонами, потом даже на никах меня приглашали.
Работали много, но каким бы золотым ни был голос диктора, всё равно для слушателя это уже лишняя нагрузка, ведь он требует постоянного обновления, новых оформлений. Когда главным редактором стала Миляуша Галиева, она разделила вещание на рубрики. Это был трудный, хлопотный, но интересный момент. Тогда на «Юлдаше» появился современный подход, эфиры стали короче.
Л.А.: Какие еще программы Вам больше всего запомнились?
Н.А.: Помню все передачи, даже все эмоции, помню своих слушателей. Когда радио стало именоваться «Юлдаш», - началась новая веха, новое дыхание. Обновились рубрики, разнообразились передачи и их подача – они стали сжатыми по времени, но в то же время содержательными. Когда директором радио стал Фанур Ягафаров, к работе приступило много молодёжи, и снова появились новшества. Радио – это постоянное движение, рост, развитие. На мою долю отведено было время обеденного часа, передача называлась «Ҡунағөй» («Гостевая»).
Нам всем было предоставлено свободное творческое поле, только работай и твори, подавай новые идеи. И я решила разделить этот обеденный час по дням на отдельные темы. Допустим, в понедельник слушатели из разных точек республики выходили в прямой эфир и рассказывали о произошедших в их местности событиях. Было довольно интересно начинать неделю именно с такого разговора. По вторникам шла программа «Ҡайтауаз» («Ностальжи») - это путешествие в прошлое, где остались родители, детство, друзья, встречи, первая любовь, школьные годы и песни, которые пелись тогда. Эх, и полюбилась она слушателям, письма шли мешками.
В среду у меня шла программа «Ихтыяр көсө» («Сила духа») - о людях, которые попали в разные тяжёлые ситуации и не сдались, выкарабкались, одолели и болезнь, и трудности, и некоторые финансовые проблемы. Мне запомнилась женщина, у которой было четверо детей, и ей в отделении онкологии сказали, что она безнадёжна. Она была молоденькая, худенькая, не скажешь, что вся больная. С ней очень грубо обошлись, она поехала домой, но смогла вылечиться и даже потом родила пятого ребенка. В эфире она рассказывала, как сумела побороть недуг. Я рада, что та моя героиня до сих пор живет и здравствует, очень красивая женщина, дети выросли, стала бабушкой.
Л.А.: У Вас была огромная творческая нагрузка, да еще постоянное общение с аудиторией, Ваши эфиры очень любили. Когда Вы узнали, что заболели?
Н.А.: Да, была большая нагрузка, ведь были ещё и песни, которые рождались, и их также, как своих детей, нужно было облагородить, сделать аранжировки, записать в студии или встретиться с артистами-исполнителями. Много поступало звонков и писем, которые я старалась озвучить в эфире. Ко мне потом начали обращаться даже по земельным и другим важным вопросам, по семейным проблемам. За 11 лет ведения обеденной передачи «Ҡунағөй» я настолько стала своей у народа, что они делились со мною всем. Уже потом, через годы, я поняла, что моё слово было очень важным для слушателей. Когда уходила на заслуженный отдых, я себя уже чувствовала неважно, но связывала это возрастными изменениями. В 2018 году мне поставили диагноз лейкоз. Лейкемия не изучена, причины возникновения неизвестны, но связывают и с радиацией, и с экологией. Факт то, что наша республика, к великому сожалению, в первых рядах по количеству онкобольных. Болеют и городские жители, и деревенские. Видели бы вы детей после химии... Давайте не будем больше о грустном.
Л.А.: Помню, что коллеги объявляли благотворительные сборы в Вашу поддержку.
Н.А.: Да, Лейла, если бы не народ мой, не мои радиослушатели, не мои коллеги и все неравнодушные, кому небезразлична моя судьба, мои дети, родственники, я бы, может, и не выжила. Я очень благодарна Раилю Салиховичу Сарбаеву, который поддержал материально, дай Аллах ему и его семье здоровья и всех благ. Также низкий поклон артистам эстрады, которые организовали благотворительные концерты и всем-всем, кто был со мной. Альхамдулиллях! Всевышний одарил меня таким окружением. Это его самое большое благо.
В Коране сказано: «смерть вкусит каждый», и испытания тоже уготованы каждому. Через терпение (сабр) мы должны их преодолевать. У меня сейчас ремиссия, живу, радуюсь, дышу и тихонько творю песни. Дай Аллах! Пусть удастся мне их донести до слушателя.
Л.А.: Несмотря на такие испытания, Вы продолжаете творить, пишете песни. Сколько их у Вас уже в творческом портфеле?
Н.А.: Песен, которые люди знают, примерно 120. Еще и некоторые заготовки ждут своего часа. Песни – как дети, они тебя будят в любое время, могут иногда прийти ночью, могут «поймать» в любое время – на работе, в транспорте. Работаешь над мелодией, ищешь тексты. У меня много песен, где и стихи, и музыка свои. Сейчас я пишу кубаир.
В прежние годы первыми исполнителями моих песен были Роза Аккучукова, Хания Фархи, Зухра Шарифуллина, Анвар Нургалеев и многие другие артисты. Одни из моих любимых исполнителей Фарваз Урманшин и Резеда Аминева. Дуэт «Яңғыҙҙарҙы кемдәр яратыр» («Кто полюбит одиноких») давно стал их визитной карточкой.
Л.А.: Похоже, тема человеческого одиночества всегда волновала Вас...
Н.А.: Говорю же, когда работала на радио, очень много получала писем на эту тему, а я ориентируюсь на запросы людей. Это вечная тема – тема любви, тема одиночества. Главное – найти тему, чтобы она была близка народу. Идешь по улице – что-то ловишь, в гости идешь – снова ловишь. Часто думаю: эх, я бы сейчас эту тему в эфире разобрала!
Л.А.: А когда Вы начали носить платок? Ваш образ очень изменился.
Н.А.: Когда училась в Российском Исламском университете. Пятница – это священный день для мусульман, а у меня особой информации об Исламе не было. И я решила поступить в РИУ. Училась три года очно, затем перешла на заочное отделение. На лекции ходили по вечерам, учились, сдавали экзамены, было сложно, но радостно. Получаешь информацию и по пятницам взахлёб рассказываешь об этом слушателям. Я думаю, это было очень плодотворно. Что касается платка, сначала я повязывала платок просто назад, это было удобно, я в основном была за рулем. Постепенно мы все научились носить хиджабы. Каких только платков сейчас не продают. Иногда на молодых девушек смотрю и думаю: как жаль, что я раньше не начала.
Л.А.: Какие задачи сегодня стоят перед вашими коллегами по радио?
Н.А.: Сегодня, наверно, и коллективу, и руководству работать тяжелее. Теперь много соцсетей, вся новая музыка там, пока радио в эфир выдаст, люди уже у себя на странице поставили. Слушателя собрать и держать сегодня очень проблематично, надо постоянно обновлять. Знаю, что «Юлдаш» подходит всегда творчески, ищет новые идеи, и народ любит его, есть свой слушатель. Если у нас программы были в основном на средний возраст, сейчас аудитория омолодилась. Надо подлаживаться к современным ритмам, но текст всегда должен быть со смыслом. Это большая работа коллектива.
«Юлдаш» – это народное радио. Встал, включил и делай свои дела. Это телевизор смотреть надо время найти, а радио можно параллельно слушать. Мне до сих пор звонят, самые преданные слушатели не бросают, до сих пор они со мной, даже в больницу приезжали. Спрашивают: когда выйдешь в эфир? Всем слушателям желаю здоровья! Болезни, проблемы всегда были и будут, эти испытания надо пройти.
Л.А.: О чем будет Ваш эфир 23 сентября в 13 часов?
Н.А.: Это будет моя передача «Ҡайтауаз». Этот выпуск будет посвящен прошлому, за которое человек всё время цепляется, и сегодняшнему. Что вас тянет в прошлое и что вам нравится сегодня. Хочу пригласить людей к обсуждению этого вопроса.
23 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.