+4 °С
Болотло
75 лет Победы
Бөтә яңылыҡтар
Новости
16 Сентябрь , 15:00

Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.

 Ул байрамдар, ғаилә табындары темаларын үҙ күрә. «Һабантуй көнөндә башҡорт таҫтамалдары менән натюрморт» (1969), «Байрам табыны» (1974), «Өйҙә ҡунаҡтар» (1980) әҫәрҙәре быға миҫал. Рәссамдың яратҡан темаһы — башҡорт балы. Ниндәй генә рәүештә һүрәтләмәй ул уны — «Кәрәҙле бал»(1971), «Сәк-сәк. Уңышлы йыл» (1988), «Умартасы янында» (1988)! Ижадында яңы баҫҡыс — «Башҡорт игенселәре» (1974). 1960—1970-се йылдарҙа пастель техникаһы ҡулланып күп эшләй.

Адия Ситдикова — башкирский Сезанн

Доктор искусствоведения Борис Павловский высоко оценил работы Ситдиковой: «Ее натюрморты — это своеобразные лирические поэмы-картины о вещах, своеобразные новеллы. От них веет чистой добротой и той бесконечной искренностью, которая отличает искусство каждого подлинного художника…». В 1964 году ее принимают в Союз художников.

Адия Хабибулловна прославилась как мастер натюрморта и интерьера. Она воплотила в этом жанре красоту народной жизни, старинной и современной, обрела свой узнаваемый художественный язык, ориентированный на самобытность национальной вышивки, ткачества, создала красочный и богатый мир, наполненный добром и счастьем.

Адия Ситдикова выработала свой стиль, обрела свою тему, которая истоками уходит не только в детство самой художницы, но гораздо глубже — к истокам народного декоративно-прикладного искусства, к быту простых людей. По ее картинам можно изучить все многообразие башкирских орнаментов, стилей вышивок. Но главное не это, а то тепло и радость, котороые рождает в душе каждого созерцание картин Ситдиковой.

Ее часто называли башкирским Сезанном.

Сама Адия Хабибулловна любила писать произведения на темы праздников, семейных торжеств. Таковы ее полотна «Натюрморт с башкирскими полотенцами в день сабантуя» (1969), «Праздничный стол» (1974), «В доме гости» (1980). Излюбленная тема Ситдиковой — башкирский мед. Она находит разнообразные решения темы — «Сотовый мед»(1971), «Чак-чак. Урожайный год» (1988), «У пчеловода» (1988). Этапной в ее творчестве по степени значимости содержания, живописного и композиционного мастерства стала работа «Башкирским хлеборобам» (1974). В 1960-1970-е годы прошлого века Адия Ситдикова много и плодотворно работала в технике пастели.

Она была участником многих республиканских, всероссийских и всесоюзных художественных выставок. Ее персональные выставки много раз проходили в Уфе, Бирске, Казани, Давлеканово, Октябрьском. Работы Адии Ситдиковой экспонировались в ГДР, ФРГ, Англии, Японии, Швеции и Венесуэле. Ей были присвоены почетные звания заслуженного и народного художника Башкирской АССР. В 1989 году Адия Ситдикова стала лауреатом республиканской премии имени Салавата Юлаева.

Многие ее работы хранятся в коллекциях Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова, музеев изобразительного искусства Татарстана и Удмуртии, галереях и частных собраниях в странах СНГ, России и за рубежом.

https://vk.com/kurultaibashkir

Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Әҙиә Ситдиҡованы «башҡорт Сезаны» тип атайҙар.
Автор:
Читайте нас в