+12 °С
Ямғыр
Бөтә яңылыҡтар
Новости
4 Февраль 2021, 19:00

Ғәйнә башҡорттары

Башҡорт контентын популярлаштырыу буйынса журналистар һәм блогерҙар араһында грант конкурсында еңеүсе Альберт Мәхмүтовтың материалдарын тәҡдим итәбеҙ. Конкурс шарттары буйынса, ҡатнашыусылар башҡорт халҡының телен, мәҙәниәтен, тарихын һәм хәҙерге тормошон популярлаштырырға тейеш. Альберт Мәхмүтов үҙе Ғәйнә башҡорто, Пермь крайының Барҙа районында тыуған яҡты өйрәнеү музейы директоры булып эшләй. Бәйләнештә төркөмөндә башҡорттарҙың тарихы буйынса бик күп ҡыҙыҡлы мәғлүмәт урынлаштыра.

Предки башкир до переселения в Приуралье «по собственным их преданиями, в исходе XII столетия обитали в Булгарской области». Подобный факт, но в более уточняющей форме, запечатлен в рукописи, сохранившейся в фонде Пермского наместничества: «Предки их перешли и поселились в Урале в 1199 году из области Булгарской, из города называемого на их языке Шагер Булгар, которой переименован и называется Казанью».
Башкиры Пермского и Осинского уездов вели оседлый образ жизни. Они строили «постоянные дома», которые имели русский тип застройки: «...белые с клетями .. к которым не пристраивали скотских дворов». О их занятии наблюдательные авторы сообщили следующее: «...все упражняются в земледелии прилежно, от которого и получают главное пропитание, содержат умеренное число лошадей, коров, овец, коз и всех домовых птиц. Частию ловят зверей и стараются о пчеловодстве. Некоторые от искивают в своих землях руды, которые и отдают на казенные заводы за обыкновенную цену с пуда».
По поводу одежды авторам описания бросились в глаза такие различия: «Мущины верхняе платье носят больше из белаго сукна и длинное по азиатскому обычаю, но богатые делают оное из хороших сукон или шелковые так же по азиатски сшитое». Авторы имели представление и о мужских головных убopax башкир: «...не терпят волосов на голове и всем теле, кроме бороды, почитая оную сотворенною в месте с первым человеком. На выбритой своей голове носят так называемые на их языке тебетки, вышитые иногда золотом, серебром и проч. или простые, летом на оные надевают шляпы, а зимой шапки».
«Башкиры говорят своим языком, которой только следует с татарским, что почти невозможно сказать, чтоб оныя были два особливые языка, ибо только некоторые в оном слова разнствуют отличным произношением. Так, например, один по-башкирски бер, по-татарски брав; два по-башкирски ика, по-татарски икап: семь по-башкирски зита, по-татарски зида; девять по-башкирски тогыс, по-татарски токуз. Напротив того большая часть слов как у тех, так и у других равно произносятся: отца те и другие называют отай и проч. Для чего башкирцы и татары не учась одни языку других могут говорить между собой».
«По Алкарану может каждый башкирец иметь вдруг по четыре жены и естли умрут первыя, то опять столько же вдруг других взять за себя ему позволяется. Оставшуюся по смерти какого-нибудь мусольмана вдову имеет право, естли хочет брать его. по прошествии четырех месяцев и десяти дней, естли она не зачнет от прежняго мужа младенца, взять за себя, заплатив ей опять калым».
«Когда придет время, в которое им должно обрабатывать землю (что на их языке называется сабан), тогда, совершив обыкновенные молитвы, ходят на могилы одни мушчины и поминают усобших. Потом по близости своих жилищ собираются на поля как мушины, так и женщины, куда приносят с собой кушанья и свои напитки: мед и брагу, которыми удовольствовавшись, остальное раздают бедным. Молодые жены башкирцев, которые того году вышли замуж, сюда же выносят по нескольку шелковых и бумажных платков, тая же мужских рубашек. И, склавши все в одно место, поручают над оными смотрение муллам или другим верным людям. Потом из молодых вострых мущин садится несколько на лошадей и, отъехав от того места за две или три версты, скачут обратно. И когда трое из оных всех объезжают, то перваго из них дарят лучшим платком, а двух других посредственными, протчих же. сколько бы их не было, сего не удостаивает.
После чего начинается борьба: победивший в оной всех или, по крайней мере, многих, таким же образом награждается. В начавшемся после того бегании до назначенного места, тот получает подобную первым награду, кто всех или многих превзойдет в оном. Из снесенных башкирцами вещей, ежели несколько останется, то раздают оныя отличившимся в играх малым ребятам, которыя они после больших по приказанию начинают. Собравшиеся для сих игр молодыя жены башкирцов и девки стоят тихо и смотрят, по окончании же оных расходятся по домам. А муллы после того поминают усобших, читая над ними молитвы и праздновавши после сего дни два или три за медом и брагою, выезжают на поле пахать, к чему употребляют такие же сохи, как и российские мужики. Прежде нежели выедут для сего на поле, ходят к муллам, прося оных, дабы молились о благополучном посеве, к сему стараются побудить их денгами и хлебом, которые тогда в подарок им приносят».
Башкиры особым обрядом отмечали окончание весенних полевых работ: «После посева таким же образом собираются вблизости своей деревни одни мушины, и по количеств) народа, зарезав две или одну корову, варят, потом прочитав молитву, В которой просят о хорошем урожае, все едят, а оставшееся раздают своим бедным, наконец расходятся в дома Деньги на покупку скота при сем случае употребляемого дают богатые люди».

Топографическое описание Пермского наместничества 1786 г.
По материалам Г.Н. Чагина
#гәйнә_башкорт_булып_кал
Читайте нас: