-3 °С
Ҡар
Бөтә яңылыҡтар
Новости
18 Ғинуар 2021, 17:00

#Халыҡ иҫәбен алыу - 2021

Башҡортостандың һәм Татарстандың халыҡ артисы Салауат Фәтхетдиновтың нәҫел ептәрен барлайбыҙ

Салават Закиевич Фатхетдинов родился 10 января 1960 г. в селе Аксаитово Татышлинского района Башкирской АССР. Аксаитово - селение башкир рода Иректы, основанное в конце 18 века. Сам род Иректы является ответвлением одного из крупнейших и влиятельнейших в прошлом башкирских кланов Кара-Табын. Кара-табынцы составляли ядро многочисленного башкирского эля Табын. Коренной юрт кара-табынцев располагался по течение реки Миасс близ современного Челябинска. В шежере рода Кара-Табын (Иректы) уточняется место его юрта: «Во времена Чингиз-хана Майкы-бий Уйшин, живя в местности Миадак[1] в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс»[2]. Майкы или Байку-бий - это реальный исторический персонаж, упоминаемый персидским историком 14 века Рашид ад-Дином. Он служил тысячником у Чингиз-хана и командиром войск правого крыла (барунгар) у Джучи-хана. Башкиры-табынцы считают его своим родоначальником.

Шежере (хроника) кара-табынцев (иректинцев) из архива 'Али Чукури (Ғәли Соҡорой), опубликованное в журнале "Башҡорт аймағы" ("Башкирский край") в 1927 году

В конце 15 века, повздорив с сибирским ханом Ибаком (Ибрагимом), часть кара-табынцев перебралась из Зауралья в Приуралье, основав здесь ряд волостей (иляу). Остальные остались на старом месте жительства. Кара-табынцы до сих пор населяют Аргаяшский и другие районы Челябинской области. Башкирский писатель 19 века, происходивший из рода Юмран-Табын, Мухаммед-Салим Уметбаев писал об этих событиях в своей книге "Ядкар": «От Майкы-бея родился Султан-бей, от него – Ахсан-бей, от него – Аллаберды-бей, от него – Асади-бей, от него – Курпяч-бей. Асади-бей вместе с Шакарли-беем находились в подчинении у двух ханов Сибирского юрта из рода Чингиз-хана по имени Ибак и Шайбак. Эти ханы поставили цель истребить всех беев. Некто из близких к ханам людей сказал этим двум беям: «Спасайте свои головы, иначе погибнете!» После этого Асади-бей и Шакарли-бей, сев на коней, бежали. Ханские люди не смогли их догнать»[3].

В начале 16 века одна группа кара-табынцев во главе Шейх-Ахмадом поступила на службу к казанскому хану Сахиб-Гирею. Сохранился тарханский ярлык, выданный в 1523 году: «…Шейх Ахмед сын Мухаммеда, и сын Шейх Ахмеда Абдал, и еще Сейид Ахмед, и его младший брат Муса сын Махмутека, сын Сейида Якуб, и его младший брат Булаш, и еще младший брат его Нур Сейид, эти семеро явились к нам и били челом; они, оказывается, являются людьми, которые стали тарханами от наших прежних господ ханов; и мы также пожаловали, этих упомянутых лиц и, дабы доволен был всевышний бог и еще ради заступничества Мухаммеда – посланника Аллаха, произвели тарханами» [4].

Башкирские кланы, жившие в Прикамье, поступились в пользу мигрировавших из Зауралья кара-табынцев частью своих земель. Об этом подробно рассказывается в их шежере и хрониках. Волость (эль, иляу), которую основали кара-табынцы на западе Башкирии, получила название Иректы (баш. Ирәкте). Ирәк - это на старобашкирском значит "крепость", "засека", а "те" - это суффикс принадлежности на языке зауральских башкир, который в общетюркском произношении звучал бы как "ле" - Ирәкле. Таким образом, Ирәкле значит "защитник крепости". Неудивительно, ведь иректинцы несли сторожевую станичную службу, охраняя юго-восточные рубежи Казанского ханства по реке Ик, притоке Камы.

После падения Казанского ханства и "Казанской войны" 1552-1556 гг. большая иректинцев ушла с берегов Ика вглубь Башкирии на территорию современного Татышлинского района Башкортостан. Однако, на старом месте еще долго существовала Икская Иректинская волость. Таким образом, в 16-19 вв. были две Иректинские волости - одна на Ике, а другая на северо-востоке. Башкирский историк и просветитель ‘Арифуллах Кииков, сын поэта и богослова Али Чукури из рода Иректы, писал: «Племя Иректы разделилось на три улуса. Первый – Ялан-Иректы (Степной Иректы), который, образовав Иректинскую волость, расположился в Мензелинском уезде на реках Ик и Мелля среди кыргызских аулов (т.е. башкир рода Кыргыз – авт.). Второй – Урман-Иректы (Лесной Иректы), а это – наш иль. Третий – Танып-Иректы. Верхне-Татышлинская, Ваныш-Алпаутовская и Старо-Казанчинская волости происходят от рода упомянутого выше Ахметшейх-бея»[5].

Ревизская сказка 1816 г. деревни Аксаитово

Что касается аула Аксаит (Ак-Сайид), то он отпочковался от коренного селения Иректы - Старо-Чукурово. Согласно ревизии населения 1811 г. в деревне был 41 двор, где жили 123 башкира (женщин эта ревизия не учитывала). VII ревизия (1816 г.) обнаружила в Аксаитовой 248 душ башкир обоего пола. VIII ревизия населения (1834 г.) показала в деревне Аксаитовой 283 жителя-башкира при 55 дворах.

Ревизская сказка деревни Аксаитово 1834 года

X ревизия (1859 г.) показала в Аксаитовой 401 жителя-башкира при 71 дворе. Первой Советской переписью 1920 г. было зафиксировано 1454 человека . Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г., в Аксаитово было 244 двора и 1210 жителей: 23 русских, 15 татар, остальные – башкиры [6].

В материалах переписи 1926 года по деревне Аксаитово находим дедушку Салавата Фатхетдинова - Фатхетдина Фархетдинова, от имени которого и пошла фамилия Фатхетдиновых.

[1] Вероятно, аул Медиак в Аргаяшском районе Челябинской области.

[2] Башкирские шежере / Сост., пер., введ. и комм. Р.Г.Кузеева. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960, С.164.

[3] Уметбаев М.-С. Ядкар. Казань: Типография Б.Л.Домбровского, 1897. С.52.

[4] Мухамедьяров Ш.Ф. Тарханный ярлык казанского хана Сахиб-Гирея 1523 г. // Новое о прошлом нашей страны. Памяти академика М.Н.Тихомирова. М.: Наука, 1967. С.109.

[5] Ғарифулла Кейеков. Башҡорт тарихы вә ирәкте нәсәбе / Төҙ., инеш һүҙ авторы, аңлатма биреүсе М.Х.Нәҙерғолов. Өфө: РФА ӨҒҮ ТТӘИ, 2001. 45 б.

[6] НА РБ. Ф. Р-472. Оп. 1. Д. 549. Л. 225 – 229 об.

Читайте нас: