с наполеоновскими войнами. В августе 1813 года 18-й Башкирский полк поступил под командование командира 4-го пехотного корпуса Резервной армии генерал-лейтенанта П.К.Эссена III. Полк расположился в Кракове. Часть полка конвоировала пленных, другая содержала летучую почту в города Ковно, Брест-Литовский и Люблин, а также осуществляла связь между 3-м и 4-м пехотными корпусами Резервной армии. Кроме того, лучшие воины были отобраны в конвой князя Д.И.Лобанова-Ростовского. Полк редко собирался в полном составе, только башкирская сотня постоянно находилась при главном штабе в Кракове. Полусотня постоянно дежурила в присутственном месте, и вестовые по первому требованию мчались с депешами, а другая полусотня в это время отдыхала на квартирах, куда их разместил на постой квартирмейстер.
Возвращались вестовые уставшие, но прежде чем немного отдохнуть, они заботились о конях. Мыли, чистили, меняли подковы, кормили верных друзей. И только после этого аккуратно вытаскивали из деревянного футляра курай, и башкирская мелодия заполняла окрестности, завораживала широтой звучания и мелодичностью. Язык музыки понятен без слов, поляки слушали полную тоски по дому, семье и родине мелодию и в такие минуты вспоминали своих сыновей, многие из которых сгинули в бесконечных наполеоновских войнах.
После Лейпцигского сражения и гибели маршала Понятовского многие поляки перешли на службу в русскую армию. Под командованием генерала Л.Л.Беннигсена уланы вместе с башкирами участвовали в осаде Гамбурга и освобождали от французов северные города Германии. Примечательно то, что основу уланских частей составляли польские и литовские татары, а слово «улан» означает «сынок», «джигит».
Война подходила к концу, и поляки начали возвращаться домой. В Кракове снова зазвучала музыка, во многие дома вернулись сыновья, и вместе с ними пришел праздник. И поляки снова танцевали и пели. Башкиры тогда впервые услышали польский краковяк. Вместе с музыкой пришла надежда, что война закончится, и они смогут вернуться домой.
Веселый и задорный краковяк понравился башкирам. И скоро поляки с удивлением слушали свой краковяк, который башкиры исполняли на курае. Он звучал необычно, кураист внес в мелодию башкирские мотивы.
Прошло 200 лет, а у нас в Башкирии до сих пор звучит эта красивая и задорная польская музыка. Башкиры даже танцуют краковяк. Народный артист РБ, лауреат государственной премии им. Салавата Юлаева Риф Габитов поставил танцевальную композицию под названием «Башкирский краковяк».
Танец начинается с того, что бравый башкирский есаул возвращается с войны, после теплой встречи с женой дарит ей подарки и начинает играть на курае польскую мелодию. Жена слышит незнакомую музыку и удивляется, тогда есаул показывает танец, и они уже вместе исполняют краковяк под веселую и задорную музыку.
Так что башкиры любят польский краковяк и не только играют на курае, но и танцуют под эту веселую мелодию,— закончил я рассказ.
Кароль был впечатлен услышанным и удивлялся не только тому, что нам нравится польская мелодия, но и тому, что мы помним легенду о появление этой музыки среди башкир.