+12 °С
Ямғыр
Бөтә яңылыҡтар
Тарих һәм шәхес
6 Октябрь 2020, 17:00

Михаил Круковский үҙенең юл яҙмаларында башҡорттарҙы ҡурҡыу белмәҫ көрәшсе итеп тасуирлай, уларҙың милли кейеме менән һоҡлана

В 1908 г. Круковский путешествовал по Южному Уралу, основным его интересом была этнография: «Насколько различны климатические пояса, настолько разнообразны народы, населяющие Урал».

Рубеж XIX и XX вв. был расцветом российского народоведения и фотографии, которые стали партнерами в деле представления этнографических культур.Михаил Круковский (1865–1956) был человеком, не имевшим высокого звания и чина. В путешествиях по России он стал народоведом, фотографом и ценителем народной культуры. Он — живой пример демократизации путешествия. В поездках Круковский стал народоведом, фотографом и ценителем народной культуры. В 1908 г. Круковский путешествовал по Южному Уралу, основным его интересом была этнография: «Насколько различны климатические пояса, настолько разнообразны народы, населяющие Урал». Внимание автора было направлено на контрасты культур; переезжая через Южный Урал, он отмечал: «Глаз путешественника отдыхает на движении этнографических красок и костюмов». Круковский интересовался многообразием этнографических культур региона: он описывал башкир, мещеряков, русских, нагайбаков, старообрядцев, казаков, киргиз-кайсаков. Ему присуще «живое» восприятие народов: в изложении своих впечатлений он одним симпатизировал, другим сострадал. В путевых заметках башкиры представлены как борцы за свои традиции и ценности. Утрату ими кочевой культуры он связывал с неправомерным завоеванием русскими их исконных земель: «Башкиры были самый спокойный, добросовестный народ, не трогавший наших земель; русские же отряды вторгались в башкирские земли, занимали их по своему произволу». В путешествии он впервые встретился с нагайбаками, впрочем удивление от открытия дополнилось обеспокоенностью за судьбу народа. Круковский отметил богатые украшения на нагайбакских женщинах, но «страшную нищету» и «пьянство» в деревне. По пути в Троицк Круковский проезжал селения русских казаков, в которых, по его наблюдению, было «нехозяйственно и скучно». Он досадовал, что землю, на которой некогда кочевали башкиры, отдали во владение казакам; и землю эту они «не могут разработать и наполовину». Кроме того, Круковский изучал заводскую жизнь и уделял внимание живописным местам Южного Урала. Травелог Круковского — это не столько описание этнографических деталей быта, сколько исследование характеров и эмоций местных жителей. Путешествие сопровождалось фотосъемкой, придававшей наблюдениям особую реалистичность. Круковский снимал виды городов, сел, ландшафта Южного Урала, а также жителей края.Его путешествие завершилось неприятностью: по пути в Оренбург «возница умудрился наехать на камень и вывернул тарантас». Несмотря на то, что Круковский «отделался благополучно, пострадал его дорожный фотографический аппарат: он оказался разбитым в щепки». Утеря столь важной вещи испортила настроение и предрешила исход путешествия: в отсутствие возможности съемки Круковский поспешил домой.Мотивами его путешествия была не только тяга к познанию новых пространств и этнографических культур, но и желание, чтобы его наблюдения были прочитаны и увидены. В путешествии Круковского фотосъемка стала не просто дополнительной возможностью, а способом наблюдения и передачи впечатлений. Круковский оставил после своей поездки непосредственные и эмоциональные этнографические наблюдения и ценные свидетельства о южноуральских народах (к примеру, он единственный автор, описавший северную группу нагайбаков), а также сотни этнографических фотографий, которые и сегодня представляют научную ценность.
http://www.ethnobs.ru/other/324https://vk.com/album-184769745_267357642
Читайте нас: