Третий международный фестиваль «Платок - символ мира», финал которого пройдет 30 апреля в селе Ермолаево Куюргазинского района, побывал в гостях у известной башкирской художницы Веры Фроловой.
- Вера, в вашем творчестве фигуре платка придается большое значение. В каждой картине платок раскрыт в своей интерпретации. Что вас вдохновляет?
- Удивителен тот факт, что я создаю много образов и даже никогда и не задумывалась о том, что большинство женских образов у меня в платках или с покрытием. Я это осознала благодаря фестивалю. Тяга к написанию женщины с покрытием, думаю, идет из детства и от того, что женщина с покрытой головой - это и тайна, и красота, и загадка лично для меня как для художника. Образ Платка привлекает меня своей фактурой, росписью, формой, колоритом, пластикой линий, многогранностью. По тому, как повязан платок на своей хозяйке - можно читать и создавать образ для картины, так как повязанный платок отражает характер и поведение носящей, создаёт душевный настрой. Очень вдохновляют национальные покрытия - это и история, и дух народа, и красота цвета, и необычность форм. В зависимости от того, какие цели стоят передо мной при написании композиции - я ищу образ (одежда, головной убор, характер - всё должно быть из единой песни).
- Какое значение имеет для вас женский платок?
- К женскому платку я отношусь по особенному бережно. Мой дедушка (отец мамы) по национальности коми. С раннего детства он много рассказывал о традициях, истории и в том числе о значении женского платка. Говорил, что в те времена ничего не могло быть страшнее для женщины, чем «опростоволоситься или распоясаться», и поэтому платку и поясу его мама (моя прабабушка) придавала очень особенное значение. Платок был частью женщины. Платок повязывали поверх двух заплетенных кос, закрепленных на голове, платок был как бы приподнятым и в зависимости от возраста цвет платка менялся. Платок был самым дорогим подарком. И после рассказов дедушки - я любила в детстве убирать косы наверх и завязывать платок уголками назад. И в таком виде ходила по комнате и изображала прабабушку. А бабушка (мама моей мамы) рассказывала в детстве мне о том, как её мама после тяжёлой болезни ходила в крестный ход в Табынск и бабушку мою маленькой девочкой брала с собой. Из всего рассказа меня впечатлил тот момент, что весь крестный ход многие дни они шли в темной одежде и темных платках, но, придя на святое место, надели нарядные светлые платки. Сейчас-то я понимаю, что всё это было из практических соображений, но в детстве я этот рассказ восприняла так, что светлый яркий платок - это символ праздника.
Папина мама - другая моя бабушка сама вязала шали-паутинки и это было для меня как таинство, рождение тонкой воздушной красоты... Все эти и не только эти воспоминания моего детства и рассказы моих родных о платке и мои детские ощущения со мной остались на всю жизнь и сформировали моё бережное отношение к платку, как к чему-то большему, чем просто покрытие.
- Какие платки для вас любимые?
- Мои любимые платки- это платки с историей: платки моих бабушек, которые они носили; шали и паутинки бабушки, сделанные для нас; ажурный белый платок, подаренный мне моей сестренкой на крещение её дочери; я также бережно храню платки ненейки мужа и тот платок, который мой муж выиграл на сабантуе в детстве и подарил своей неней (после смерти ненейки её платки передали мне на хранение).
- Как вы создаёте женские образы через женское покрытие? Национальность, вероисповедание, культура, возраст женщины – что имеет значение в образе, характере ваших героинь?
- При создании образа стараюсь учитывать все аспекты - и возраст, и вероисповедание, и национальность. Темы в моих работах разные. Отталкиваясь от идеи, темы, композиции, я далее изучаю много информации о том, что изображаю. К примеру: мне очень нравился башкирский платок, расписанный огромными белыми тюльпанами. Я изучила его историю, узнала, как его завезли в Башкирию, и даже мне повезло увидеть танец, посвящённый этому платку. Далее родилась картина «Танец. Французский платок».
Платок может сам натолкнуть меня на создание картины, если это композиция, но не отдельный портрет. С портретом всё по-другому.
Цветовая символика и движение линий является для меня обязательным атрибутом в звучании портрета, поэтому я не смотрю сначала на платок, а затем на женщину как-то раздельно именно при создании портрета. Меня вдохновляет платок совместно с её хозяйкой, как, например, в таких портретах - «Портрет Шерин» или «Гостеприимная Гульсина», или «Пасха».
- Вера, сколько картин и портретов написано за годы творчества?
- На этот вопрос я не смогу дать четкого ответа, так как счет работам, а тем более отдельно портретам не веду. Но могу сказать, что среди моих работ - портрет занимает центральное место, так как для меня лицо человека - это история жизни отдельного человека.
- Какой образ самый любимый, как для художника, творца, женщины?
- Самым любимым образом для меня, как для женщины, является образ Богоматери. В каждой иконе, посвященной Богородице, я нахожу силы для себя и вдохновение, так как люди, писавшие их, вкладывали всю свою душу, молитву и любовь. Самой любимой для меня является икона Табынской Божией Матери. Её очернили грязью, но от этого она не испортилась и не стала хуже... она засияла ещё ярче.
Как для художника и женщины мой любимый образ - образ матери. Мама - это и Богородица, мама - это и герой и просто женщина, мама - это история и связь поколений, мама - это целая вселенная.
- Фестиваль «Платок - символ мира» на что-то новое вас вдохновил?
- Фестиваль охватил большое количество людей. Очень правильное решение приняли организаторы, что разместили его на интернет-площадках, так как это дало возможность многим людям познакомиться с разными традициями и много нового узнать о платке.
Лично меня фестиваль вдохновил, я смогла найти для себя новые сюжеты для картин и много информации узнала о женском покрытии и платке разных национальностей.
- Вера, вы мама, дочь, жена – что бы вы пожелали читателям информационного агентства «Башинформ»?
- Нет ни одной женщины, которая бы никогда не надевала платок. Платок надевают, не только когда приходят в храм, мечеть или посещают святые места. Платок в нашей жизни имеет много практических значений и применений, даже для тех женщин, которые в мирской жизни его не носят целыми днями. Платок повязываем, когда готовим пищу, платок повязываем, когда кормим малыша, платок повязываем, когда скрываемся от солнца, и даже повязываем вместо шарфа, платок - он украшает и защищает одновременно. Хотела бы пожелать читателям крепкого здоровья, умения бережно хранить свои традиции и историю, с любовью передавать своим будущим поколениям ценность платка. Хотелось бы пожелать фестивалю процветания, и чтобы он ещё больше объединял женщин, вдохновлял их, учил, удивлял и показывал, как это важно, достойно и красиво иметь Платок в своей жизни.
Справка:
Третий международный фестиваль «Платок - символ мира», посвященный межконфессиональному и межнациональному единству, продолжает работу в онлайн-формате и приглашает всех желающих принять участие в смартмобе народного творчества.
Присоединиться к смартмобу Международного фестиваля «Платок – символ мира» могут все желающие, отправив концертный номер в любом жанре. Нужно выполнить пять условий:
- подписаться на официальные страницы фестиваля (ВКонтакте, Facebook);
- съемка творческого номера ведется в горизонтальном положении видеокамеры;
- в творческом номере обязательно должен присутствовать платок или платки.
- продолжительность видео не более 5 минут;
- заявки на участие и ссылку на видео вашего номера направить на адрес электронной почты: [email protected], [email protected], [email protected] с пометкой «Смартмоб народного творчества».
Видео концертных номеров будут размещены в официальных группах фестиваля под хештегами: #МойПлатокМояРоссия #Смартмоб #ПлатокСимволМира #ПоддерживаюФестивальПлатка. Все участники получат дипломы III Международного фестиваля «Платок - символ мира», которые будут направлены на электронные почты, указанные в заявках.
В Год культурного наследия, объявленного Президентом России Владимиром Путиным, фестиваль получил поддержку у многих жителей России и ближнего зарубежья, объединив артистов, художников, мастеров народного творчества, фольклористов, общественных деятелей и представителей органов власти.
Финал фестиваля состоится 30 апреля в селе Ермолаево Куюргазинского района.
https://www.bashinform.ru/