-25 °С
Болотло
75 лет Победы
Бөтә яңылыҡтар

ХАЛЫҠТАР БЕРҘӘМЛЕГЕ КӨНӨНӘ

Старшему поколению латышей свойственно трепетное отношение к народным традициям. На просторах Башкортостана первые поселения латышей, довольно сильно выделяющихся по своей культуре, языку, религии, обычаям и обрядам среди других народов края, появляются во второй половине XIX в.

Таким образом, на территории Башкортостана образовалось несколько колоний. Самые большие колонии были в Иглинском и Архангельском районах, где до сих пор проживает значительное число латышей.
Наиболее компактным местом проживания латышей в Архангельском районе является село Максим Горький. Латыши появились в этих краях в конце XIX в. Они брали в аренду так называемые удельные (принадлежащие царской семье) земли. Латышские хутора образовали Арх-Латышскую колонию Архангельской волости Стерлитамакского уезда. И после Октябрьской революции латыши предпочитали жить на хуторах, пока не началась коллективизация. В 1929 г. 19 крестьянских хозяйств объединились в колхоз с названием «Яуна Дзиве» («Новая жизнь»). В начале 30-х годов началось переселение с хуторов. В апреле 1931 г. колхоз стал называться именем Петра Стучки, а с марта 1939-го был переименован в колхоз имени Максима Горького. Отсюда и пошло название села. Колхозники, занимавшиеся животноводством и полеводством, работали на совесть. Не раз их достижения в животноводстве демонстрировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Латыши — народ сдержанный, трудолюбивый. Их старшему поколению свойственно трепетное отношение к народным традициям. Что и стараемся сохранить на народных праздниках. Ежегодно празднуется праздник «Лиго», который стал республиканским. Провести вместе самую короткую ночь в году приезжают латыши со всей республики и ближайших регионов России.
Праздник возник у древних латышских племён земледельцев и скотоводов и был связан с культом солнца и плодородия. В самую короткую ночь с 23 на 24 июня жгли костры, прыгали через них, обливались водой, искали сказочный цветок папоротника, плели венки, готовили специальный круглый сыр с тмином, символизирующий солнце, пели песни. Все травы и цветы, собранные в день летнего солнцестояния, называют Яновыми травами и день до наступления летнего солнцестояния — как Травяной день.
Традиции праздника незыблемы уже много веков. Сначала танцы босиком на траве, потом протяжные латышские песни с обязательным словом «лиго» в припеве. Уже потом молодёжь бежит к реке, чтобы бросить свои венки из веток дуба в озеро. Если венки влюбленных в воде соприкоснутся - тогда будет им счастье и скорая свадьба. И ни в коем случае в «Янову» ночь нельзя спать, иначе будешь ленивым весь год.
Ежегодно проводятся латышские национальные праздники «День свечей», «Мэтени», «Пасха», «Мартыни», Католическое Рождество. Все желающие могут принять участие в летнем лингвистическом лагере «Авотс». Для работы в нем приглашаются учителя из Латвии.
Стараемся сохранить и латышское рукоделие - вышитые полотенца, вязанные с орнаментом варежки и носки.
Башкортостан является единственным регионом Российской Федерации, куда из Латвии направляются учителя латышского языка. В д. Максим Горький родной латышский язык преподает Илона Савераса, которая приехала сюда в 2009 году. Ее уроки всегда проходят в занимательной форме, и дети наряду с языком изучают национальные обычаи и традиции. Вместе с любимой учительницей они играют на народных музыкальных инструментах, разучивают латышские песни, учатся народным танцам. Под ее руководством действует детский фольклорный коллектив «Атбалсс». Министерством образования Республики Башкортостан латышскому фольклорному ансамблю «Атбалс» присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Такого высокого звания в Республике Башкортостан удостоены 46 детских творческих коллективов. Это звание - высокая оценка работы как руководителя ансамбля, так и его участников. Официально ансамбль образован в 2005 году и первым руководителем была Кристина Апсе.
По инициативе учителя биологии школы Гусаровой Анны Ивановны в школе создают музей, отражающий быт и культуру латышского народа. Музей начал свою работу в 1999 году. Первые годы он функционировал как краеведческий уголок. В 2007 году получил паспорт как школьный исторический музей. В музее несколько экспозиций: история колхоза, предметы быта и хозяйства, народные умельцы, декоративно-прикладное искусство, культурное наследие.
Резеда ГАРИФУЛЛИНА
Читайте нас в